Когда в организации создается комиссия по охране труда – условия создания, состав. Создание комиссии по охране труда в организации Состав комиссии по охране труда учреждения

Трудовой Кодекс возлагает на комиссию охраняющую труд важные задачи по защите здоровья работников. Поэтому такой уполномоченный первичный орган должно иметь каждое предприятие. Согласно требованиям положений законодательства создание комитетов инициирует приказ работодателя.

Комитет по охране труда

Главная задача такого комитета организовывать совместные мероприятия для всех заинтересованных лиц по обеспечению безопасности на рабочих местах.


По чьей инициативе в организации создается комитет по охране труда? Ст. 218 ТК указывает, что инициировать создание могут:

  • Работодатель;
  • Работники;
  • Любой представительный орган коллектива.

Комитет решает следующие задачи:

  • Разрабатывает план действий, предупреждающих травматизм, профзаболевания;
  • Организовывает проверки условий на всех рабочих местах;
  • Выполняет проверки состояния охраны здоровья;
  • Информирует каждого работника о реальных условиях труда, наличии риска.

Также представители комитета оказывают необходимое содействие работодателю по обучению каждого работника, а также осуществляют предусмотренную проверку знаний. Деятельность комитетов осуществляется после утверждения типового положения.

Какие требования предъявляются к составу комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Данный представительный орган должен включать представителей работодателя, работников, причем принцип формирования паритетный.

Пример состава комиссии: обычно ее руководитель — это сам работодатель или назначенный ним работник. Чтобы выполнить требования положения законодательства, заместителем назначается представитель коллектива. Если зама два, тогда один человек должен представлять работодателя, второй работников. Секретарь комитета обычно специалист по безопасности. Утвердить состав должен приказ руководителя.

Состав комиссии по охране труда

Законодательством численность комитета не установлена, она зависит от количества имеющихся работников, специализации организации, ее структуры. Также состав комитета может быть обговорен по взаимной договоренности заинтересованных сторон. Состав комитета прописывается в коллективном договоре или другом имеющемся локальном документе. Комиссия по охране труда в организации создается при наличии не менее 10 сотрудников — об этом гласит часть 1 ст. 13 отечественного Закона с номером 181-ФЗ.

Каким образом утверждается состав комиссии по охране труда

Когда работодатель и коллектив определились кто будет входить в данный орган, издается приказ, утверждающий его состав. После чего созданная комиссия собирается на свое первое собрание и избирает председателя, его замов, секретаря. Создание приказа, распределяющего должности не требуется, так как управлением комитета работодатель больше не занимается.

Обучение членов комиссии по охране труда

Законодательство указывает, что каждый член комиссии обязан иметь соответствующие знания. Чтобы их получить человек, входящий в состав данного первичного органа, должен раз в три года проходить обязательное обучение на соответствующих курсах. Форма обучения может быть только очной. Знания каждый работник вправе получать за деньги организации, профсоюзный орган обязан это контролировать.

План работы комиссии по охране труда

Согласно законодательству России, действовать комиссия должна согласно плану, который составляется на календарный год. Готовый документ должен быть утвержден председателем созданного при организации органа. Положения ТК требуют, чтобы не реже раза в год данный орган отчитывался перед коллективом о проделанной работ — этот пункт всегда является обязательным. Остальные мероприятия вносятся по необходимости. Например, типовой план может включать пункты об обучении членов данного органа, мероприятия по контролю условий и прочие.

Составление плана происходит в виде таблицы. Основной частью документа является графа, указывающая все мероприятия на следующий год. Далее прописывается срок выполнения каждого пункта, кто ответственный за выполнение мероприятия — его может утверждать только председатель. В конце ставится отметка о выполнении.


Образец приказа о создании комиссии о проверке знаний по охране труда

Предусмотренная законодательством система по предотвращения травматизма, профзаболеваний предусматривает наличие комиссии по проверке имеющихся у сотрудников знаний в данной сфере. Юридическая основа для такого действия — Постановление Минтруда, имеющее номер 1/29 . Ее создание инициирует руководитель организации издавая приказ.

Создание данного органа происходит на паритетных началах — его состав в равных пропорциях должен состоять с представителей обеих сторон, в противном случае приказ нельзя издавать. Также следует учитывать, что задача данного первичного органа проверка знаний, а не контролирование безопасности в данной области.

Форма приказа произвольная, но всегда должна содержать следующее:

  • Название организации, причем полное;
  • Название издающегося документа — прописывается, что это приказ;
  • Требование о создании;
  • ФИО, должности всех членов данного органа.

Приказ утверждается руководителем, доводится каждому члену под роспись. Если состав меняется, следует издать новый приказ.

    Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда

    Данный приказ является основанием для начала проверки знаний действующего штата относительно норм охраны труда. Его…

    Охрана труда и техника безопасности в офисе

    Вопросы техники безопасности касаются не только производственных предприятий, но и любых рабочих должностей. Это обусловлено…

    Обучение и проверка знаний по охране труда

    Самой главной задачей каждого работодателя является безопасность своих сотрудников при произведении ими выделенного участка работ.…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

Как прийти к компромиссу в вопросах охраны труда (далее ОТ) между администрацией предприятия и трудящимся? Так позволит сделать только их объединенное сотрудничество, созданное с целью улучшения защиты людей на производстве.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для этого избираются специальные постоянно действующие комитеты (комиссии). Такие внутрипроизводственные органы организуют совместные усилия администрации и сотрудников, направленные на качественное выполнение требований по ОТ. Какие же существуют требования к их созданию и работе?

Что говорит закон?

Ранее действовало законодательное требование, изложенное в ст. 13 ФЗ 181 «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 года и ПДК создавались только на крупных промышленных предприятиях. Но с вступлением в силу изменений в ТК РФ от 06 октября 2006 года ситуация изменилась.

Поправки коснулись каждого работодателя, который должен организовать его в своей компании.

Это касается и микро предприятий:

  • субъектов малого бизнеса;
  • индивидуальных предпринимателей.

Инициатором создания данного объединения согласно статьи 218 ТК РФ могут являться следующие лица:

  • управляющий компанией;
  • рабочий персонал;
  • уполномоченный из представительного органа трудящихся.

Важный момент: теперь решение о создании такого объединения из представителей разных сторон может быть принято независимо от численности штата.

Нормативная база

Для формирования комиссии, помимо ТК РФ, было принято несколько нормативных актов:

  • Постановление №64 от 12 октября 1994 года, в котором утверждены соответствующие рекомендации о комитетах;
  • Приказ № 413 от 29.05.06г., утвердивший «Типовое положение о комитете (комиссии) по ОТ».

В них описаны важные моменты, касающиеся создания, работы ПДК и изложенные на основании ст. 218 ТК РФ.

Юридические аспекты коснулись таких факторов:

  • условия формирования;
  • права и обязанности;
  • осуществление деятельности;
  • срок полномочий органа и т.д.

Все основные положения о ПДК должны быть согласованы и закреплены в или другом акте, подписанном работодателем и трудящимися либо их представителями.

Цели, задачи и функции

Основная цель создания объединения представителей сторон - обеспечение пропорционального участия всех трудящихся в решении разноплановых вопросов для соблюдения безопасных условий, правил гигиены и производственной среды во время выполнения сотрудниками должностных обязанностей.

Приоритетные задачи ПДК:

  • соблюдение правил по ТБ;
  • контроль выполнения требований ОТ;
  • обследование и аттестация рабочих мест;
  • участие в приемке зданий, сооружений и других объектов в эксплуатацию;
  • проведение расследований чрезвычайных происшествий;
  • изучение причин, повлекших возникновение профзаболеваний;
  • другие, которые направлены на защиту здоровья работников.

Чтобы комиссия по охране труда могла выполнить все поставленные задачи, ее наделяют определенными функциями.

В приоритете следующие действия комиссии:

  • Представители должны изучать и рассматривать на заседаниях предложения по ОТ, поступившие от работодателя, профкома или рабочих.
  • Рекомендовать работодателям мероприятия, которые направлены на обеспечение сохранности жизни и здоровья работников во время трудовой деятельности.
  • Принимать участие в проведении обследований условий работы в помещениях и на территории всей организации.
  • Акцентировать внимание ответственных лиц на выявленных нарушениях в сфере ОТ для их устранения.
  • Рассматривать обращения работников, жалующихся на плохое соблюдение правил ТБ руководителями предприятий.
  • Анализировать причины, приведшие к травматизму, и разрабатывать план мероприятий по недопущению их повтора.
  • Изучать факторы, вызвавшие профессиональное заболевание у трудящихся, чтобы устранить или снизить их воздействие.
  • Проверять эффективность мероприятий по ТБ.
  • Подготавливать сообщения и данные о фактическом состоянии службы ОТ на предприятии.
  • Участвовать в аттестации рабочих мест.
  • Содействовать в обновлении технологического оборудования, созданного по новейшим технологиям, для улучшения методов ОТ.
  • Согласовывать статьи в бюджете предприятия, касающиеся улучшения условий труда.
  • Контролировать обеспечение коллектива организации всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодежды.
  • Содействовать администрации организации в вопросах обучения персонала с целью использования безопасных методов, приемов в работе.
  • Настаивать на своевременном проведении для ознакомления работников правилам ТБ.

Кем создается?

Предложение о создании комиссии по ОТ выносится на рассмотрение коллективном собрании.

Инициировать ее создание может работодатель, представительный орган работников предприятия или сам рабочий персонал. После обсуждения всех вопросов принимается решение о целесообразности образования комитета.

В нем указывается:

  • количество членов;
  • персональный состав;
  • срок действия полномочий.

На общем собрании трудящимися предприятия утверждается Положение о комиссии. Оно должно соответствовать нормам, изложенным в Типовом положении (№ 413 от 29.05.06г.).

Состав комитета формируется на условиях равного представительства, как от собственника, так и от коллектива сотрудников. Руководитель издает приказ о создании комиссии.

Обязательна или нет?

Основные положения о формировании комитетов по ОТ изложены в статье 218 ТК РФ. Но его создание не является обязательным условием для работодателя.

Например, отсутствие комитета по ОТ в ООО «Газпромнефть-Челябинск» в суде не было признано нарушением закона.

Вкратце изложим суть дела.

При проверке трудовой инспекцией в ООО «Газпромнефть-Челябинск» соблюдения правил ОТ были выявлены несколько нарушений. Одно и з них заключалось в том, что на предприятии руководитель не сформировал комитет по ОТ.

В администрацию организации поступило предписание об устранении нарушений и необходимости организовать комиссию по ОТ. Однако управляющее звено компании не согласилось с требованиями трудового инспектора и был подан иск в суд.

В суде первой инстанции многие из пунктов предписания были признаны незаконными, но обязательство о создании комитета признано обоснованным нарушением ст. 218 ТК России.

Поскольку работодателя не удовлетворило решение суда первой инстанции, дело было рассмотрено по его жалобе в апелляционном суде. Свое несогласие он обосновал тем, что статья 218 ТК РФ не требует создавать комитет по ОТ в обязательном порядке.

В ходе рассмотрения данного вопроса апелляционный суд пришел к выводу, что право на создание профсоюза (ст. 21 ТК РФ) и выдвигать членов на осуществление полномочий по охране труда (ст. 370 ТК РФ) закреплено за работниками. Следовательно, к работодателю нельзя выдвигать требования о создании комиссии инспекторами по ОТ.

В законе указано, что право проявить инициативу закреплено за работниками, их представительным органом или работодателем. Но это не является их обязанностью, поэтому руководство может, как ее проявить, так и не проявлять.

К тому же, изучая материалы по данному делу, суд не обнаружил доказательств того, что рабочий персонал предприятия выступал с предложением о создании комитета по ОТ, но его не сформировали по вине управляющей администрации.

Принимая эти обстоятельства во внимание, апелляционный суд пришел к выводу, что предписание трудовой инспекции и решение суда первой инстанции — незаконны.

На этом основании они были отменены.

Организация деятельности комиссии по охране труда

Во всех типах организаций ПДК формируется только на паритетной основе, т.е. в ее состав входят управленцы, члены профсоюза или доверительные лица рабочего персонала.

Орган осуществляет свою деятельность исключительно для улучшения сотрудничества и урегулирования отношений между сотрудниками и управленцами компании относительно усиления безопасности трудящихся.

На предприятии приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия по ОТ. Ее основная задача заключается в обеспечении согласованного сотрудничества рабочего персонала с управляющей администрацией внутри одной организации.

Однако бывает так, что проблемные вопросы возникают в границах одного предприятия. Поэтому решением задач, требующих межотраслевой координации, занимается уже межведомственная комиссия по ОТ. Ее формируют органы власти в федеральных округах и региональных субъектах.

Принцип деятельности комитета организуется в определенном порядке.

Его члены должны решать задачи и осуществлять свои полномочия в соответствии с планом работы. Этот документ вначале оговаривается и согласовывается на заседании, а затем утверждается председателем комиссии.

Особенности формирования

Избрание членов, входящих в состав ПДК, должно соответствовать Типовому положению от 29 мая 2006 г.

В составе такого объединения должны быть представители не только от руководящего звена компании, а и профессиональных союзов или иного уполномоченного сотрудника, выдвинутого в членство работниками на общем собрании. Если в организации существует служба ОТ, то его работник также может стать его членом.

Бывает так, что в организации нет первичной профсоюзной организации. Тогда в состав комитета могут войти сотрудники, которые были избраны на общем собрании трудящихся.

Члены комиссии, которые являются представителями работодателя, назначаются приказом.

Члены ПДК должны быть обучены нормативам по ОТ за счет средств организации. Для этого они направляются в специализированные учебные комбинаты не реже 1 раза в 3 года.

Когда внутренняя комиссия по ОТ сформирована, руководитель должен издать отдельный приказ о ее создании по согласованию с профсоюзным органом.

Состав и основания для включения работников

Кто входит в состав комиссии по ОТ?

Членами данного комитета могут быть назначены:

От управляющей администрации:

  • специалисты по ТБ и гигиене труда;
  • руководители производственных отделов;
  • сотрудники из юридической и других служб.

От трудового коллектива:

  • рабочие основных профессий;
  • уполномоченные лица, избранные на коллективном собрании;
  • члены профкома.

Отзывать или заменять членов, представляющих интересы трудящихся, имеют право на коллективном собрании работники предприятия или профсоюзная организация.

На первом заседании ПДК распределяются основные обязанности.

В органе избирают председателя, его заместителей от каждой стороны и секретаря. Чаще всего руководитель или его представитель становятся председателем, а его заместителем — уполномоченный трудящихся.

Функции секретаря возлагают на сотрудника из .

Сколько человек требуется?

Количество представителей в комиссии зависит от нескольких факторов:

  • общей численности штата;
  • специфики производства;
  • наличия структурных подразделений;
  • других особенностей производства.

Полномочия, права и обязанности

Комиссия наделена такими полномочиями:

  • проводить проверки на соответствие условий работы трудящихся требованиям ТБ;
  • требовать организации бесплатной выдачи лечебно-профилактических продуктов специалистам, деятельность которых связана с вредным воздействием окружающих факторов;
  • разрабатывать и предлагать администрации предприятия методы улучшения условий труда;
  • содействовать предотвращению травматизма и поддерживать профилактические способы, защищающие от возникновения профессиональных заболеваний;
  • информировать рабочий персонал об улучшении трудовых условий;
  • предлагать работодателю стимулировать штатных рабочих к неукоснительному соблюдению требований ОТ через материальные поощрения;
  • ходатайствовать о премировании лучших работников, соблюдающих правила ТБ;
  • принимать участие в разрешении спорных вопросов, возникших из-за нарушений требований по ОТ со стороны трудового коллектива или недостаточного обеспечения работодателем их средствами индивидуальной защиты.

Для выполнения своих полномочий члены комиссии по ОТ должны быть наделены следующими правами:

  • Беспрепятственно получать сведения от руководства и службы ОТ: об условиях работы, о случившихся ЧП, приведших к травмам сотрудников; о воздействии вредных факторов, провоцирующих возникновение профессиональных заболеваний.
  • Обсуждать отчет руководства о внедрении методов для улучшения безопасности сотрудников при выполнении ими рабочих заданий.
  • Выставлять требования о привлечении к ответу виновных лиц , нарушающих правила ТБ.
  • Предлагать руководству компании поощрить сотрудников , которые активно участвуют в улучшении методов безопасности.
  • Сообщать в соответствующие органы власти о сокрытии чрезвычайных ситуаций , приведших к несчастному случаю на производстве.

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечет обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 101 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях.

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

В организациях с численностью работающих менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Отсутствие в организации службы по охране труда или должности специалиста по охране труда влечет возникновение обязанности у руководителя организации или другого уполномоченного им лица по выполнению обязанностей по охране труда. Работодатель также вправе заключить договор со специалистом или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда. Следовательно, в организациях с численностью 100 работников и менее создание службы по охране труда или введение должности специалиста по охране труда является правом, а не обязанностью работодателя. Вместо них руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на работника организации либо заключить указанный договор.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки. Однако служба по охране труда не может самостоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устранении нарушений прав работников на охрану труда. Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может довести информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в судебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявлений о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников. Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета (комиссии) по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его (ее) членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета (комиссии) по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и (или) правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и (или) судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты (комиссии) по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Комиссия по охране труда в организации руководствуется в процессе работы:

  • положениями ТК РФ (статья 218);
  • нормами Приказа Минтруда от 24.06.2014 г. № 412н.

Создание данной структуры должно быть добровольным. Инициатором может выступать не только руководство предприятия, но и его персонал, представители действующей профсоюзной структуры.

Комиссия по охране труда на предприятии: предназначение и состав

Круг задач комиссии очерчен в приложении к приказу Минтруда № 412н от 24.06.2014 (п. 7):

  1. Коллективное обсуждение инициатив по формированию внутренней системы охраны труда для приведения ее порядков в соответствие с нормами законодательства.
  2. Комиссия по охране труда занимается идентификацией фактических условий работы на местах, анализирует итоги проверок и готовит план мероприятий для снижения уровня травматизма.
  3. Постоянно действующая комиссия по охране труда способствует своевременному доведению до персонала сведений о созданных условиях работы, организовывает тренинги по приобретению навыков пользования средствами защиты.

Состав комиссии по охране труда на предприятии должны представлять лица из числа:

  • кандидатур предприятия-работодателя (их выбирает и назначает руководитель организации);
  • работников, выдвинутых профсоюзом или персоналом путем голосования на всеобщем собрании.

Состав комиссии по охране труда считается сформированным после издания приказа руководителем компании. Комиссия (комитет) проводит выборы председателя, секретаря и нескольких заместителей. На выборные должности могут претендовать только члены созданного комитета (п. 13 приложения к приказу № 412н). Комиссия по охране труда реализует рабочие функции в соответствии с принятым на предприятии регламентом работы и разработанным планом мероприятий.

Приказ о создании комиссии по охране труда

Для официального подтверждения состава комиссии используется приказ о создании комиссии по охране труда. Он должен согласовываться с принятыми на конкретном предприятии нормами ведения документооборота. Приказ о назначении комиссии по охране труда составляется в произвольной форме.

Для приобретения документом юридической силы, его должен подписать начальник или директор организации вместе с членами сформированного комитета. Приказ о комиссии по охране труда должен включать информацию, содержащую:

  • наименование фирмы;
  • название документа с указанием сферы его влияния;
  • в приказ о комиссии по охране труда надо внести аргументированные пояснения причин создания нового органа;
  • перечисление членов комитета с указанием их должностей и ФИО.

Положение о комиссии по охране труда

В процессе организации деятельности комитета обязательно разрабатывается локальное положение о комиссии по охране труда. Оно состоит из:

  1. Раздела с описанием общих положений и норм работы комитета.
  2. Блока с задачами, которые призвана решать комиссия.
  3. Отдельного подраздела с перечислением функций органа.
  4. Обязательного блока информации о правах, которыми будут наделены члены комиссии.

Этот внутренний документ должен опираться на нормы, которые устанавливает Типовое положение о комиссии по охране труда (приказ № 412н, приложение).

План работы комитета по охране труда

Ежегодно комитетом создается план работы комиссии по охране труда, который должен быть утвержден председателем. В документе необходимо прописать направления работ, периодичность и сроки их проведения, закрепить за каждым мероприятием ответственных лиц и предусмотреть графы для отметок о выполнении.

Положение о комитете (комиссии) по охране труда предполагает, что его члены раз в год или чаще будут отчитываться перед работниками предприятия. Эти мероприятия также должны быть прописаны в плане. В график мероприятий необходимо включить:

  • прохождение членами комитета специальных обучающих курсов;
  • разработку планов по улучшению условий труда;
  • текущий контроль состояния охраны труда на предприятии и исправности средств индивидуальной защиты;
  • периодичность проведения заседаний комиссии;
  • проверка санитарно-гигиенических норм;
  • беседы с коллективом;
  • подготовка и участие в спецоценке рабочих мест.

Проверка знаний требований охраны труда:

  • Работодатель обязан обеспечить проведение проверки - статья 212 ТК РФ;
  • Работник обязан проходить проверку знаний - статья 214 ТК РФ.

В этой статье раскрыты следующие вопросы:

  • как проводится проверка знаний требований охраны труда;
  • кто проводит проверку знаний;
  • периодичность проведения;
  • какие документы оформляются.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, действующий в настоящее время утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.
Дополнительно, исходя из положений абзаца 1 статьи 423 ТК РФ, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с Трудовым Кодексом, могут применяться законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.
Поэтому для организации обучения по охране труда и проверки знаний могут применяться требования ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В соответствии с Порядком обучения, все работники организаций, при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности с определенной периодичностью, должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний.

Руководители и специалисты проходят проверку знаний не реже, чем 1 раз в 3 года (п. 3.2 Постановления Минтруда и Минобразования №1/29). Периодичность проверки знаний рабочих нормативно закреплена для каждого конкретного вида работ. Пункт 2.2.3. Постановления Минтруда и Минобразования №1/29 говорит о том, что работодатель сам устанавливает порядок и периодичность проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий, руководствуясь требованиями государственных Правил по охране труда, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Рекомендуется проводить проверку знаний требований охраны труда рабочих – ежегодно. Тем самым, удастся поддерживать необходимый уровень знаний работников и обеспечить дополнительные меры по снижению производственного травматизма и уровня профессионального риска на рабочем месте.

Первые лица компаний, руководитель организации, его заместители, курирующие вопросы охраны труда, технический директор, главный инженер, специалисты по охране труда, лица, отвечающие за состояние охраны труда на вверенных им участках (подразделениях), лица, проводящие инструктажи по охране труда, - все они проходят проверку знаний требований охраны труда в образовательном центре, в котором проходили обучение.

В образовательных центрах, в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда входят руководители и преподаватели этих организаций.

Руководители и специалисты компаний, не отвечающие за организацию работы по охране труда, работники рабочих профессий проходят проверку знаний внутри организации.
Для проведения проверки знаний требований охраны труда в организациях могут создаваться собственные комиссии по проверке знаний.
Основная задача комиссии по проверке знаний – проверить достаточен ли уровень знаний работников организации в области охраны труда для безопасного выполнения ими своих трудовых функций в соответствии с государственными требованиями в области охраны труда.

Комиссия по проверке знаний создается приказом руководителя организации.
В организации могут создаваться центральная комиссия по проверке знаний, а также комиссии по проверке знаний производственных и обособленных подразделений. Например, руководители и специалисты могут проходить проверку знаний в центральной комиссии, а работники рабочих профессий в комиссиях производственных подразделений, где они трудятся. При неполном составе комиссий по проверке знаний производственных подразделений, к работе комиссии могут привлекаться члены центральной комиссии. Это актуально для компаний, имеющих большой штат сотрудников и обширное географическое расположение структурных подразделений по территории страны.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников организации должна состоять минимум из трех человек.

К подготовке членов комиссии по проверке знаний предъявляются особые требования в области охраны труда. Члены комиссии по проверке знаний ОТ также должны пройти курсы в области охраны труда в образовательном центре охраны труда. Образовательный центр в обязательном порядке должен быть включен в государственный реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В настоящее время для членов комиссии по проверке знаний в образовательном центре охраны труда проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда по программе 40 часов.

В состав комиссии могут быть включены только работники, прошедшие курсы в области охраны труда в образовательном центре. (в том числе прошедшие )
Для действия комиссии по охране труда, назначается председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя, секретарь и члены комиссии. Председателем комиссии помет являться руководитель организации или его заместитель, курирующий вопросы в области охраны труда, например, для обособленных подразделений председателем комиссии может быть руководитель подразделения. Заместитель председателя выполняет функции председателя комиссии на время его отсутствия, поэтому заместителями председателя комиссии, их может быть несколько (все зависит от количества работников и специфики работы организации) назначаются первые помощники, главные и ведущие специалисты. Секретарем может являться специалист по охране труда. В обязанности секретаря входит ведение, регистрация и хранение документов, оформляемых при проверке знаний. В случае, если в организации нет специалиста по охране труда (при численности работников менее 50 человек) функции секретаря комиссии, по решению председателя, могут быть возложены на любого члена комиссии.

На случай отсутствия, отпуска или болезни кого-то из членов комиссии, чтобы не парализовать работу комиссии по проверке знаний рекомендуется обучить и создать комиссию из пяти-шести человек. Данный момент является актуальным для небольших организаций.
Для обеспечения сокращения производственного травматизма и поддержания здоровых и безопасных условий труда в организации – работа комиссии по проверке знаний должна носить постоянный (непрерывный) характер.

В своей работе, комиссия, при проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, оценивает объем знаний работником нормативных правовых актов по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в его обязанности, с учетом должностных обязанностей, характера производственной деятельности. Проверка знаний работников рабочих профессий проводится в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда.

Форма проведения проверки знаний требований охраны труда может быть различной.
В зависимости от порядка, установленного в организации. Например, устная, письменная или с применением персональных компьютеров и специальных программ.
Если решением комиссии установлено, что работник показал удовлетворительный результат на проверке и имеет достаточный запас знаний в области охраны труда, то такой работник считается прошедшим проверку знаний. Если у комиссии есть сомнения в достаточности подготовки, уровня знаний работника и такой работник показал при проверке знаний неудовлетворительные результаты, то такой работник считается не прошедшим проверку знаний.

По результатам проверки знаний оформляется протокол. В протоколе указывается основная информация о комиссии и о проверяемом лице. Результаты проверки знаний отражаются в протоколе. Протокол подписывается проверяемым, председателем и членами комиссии.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, должна представить ходатайство руководителю организации, об отстранении от работы (не допущению к работе) работника, который не прошел проверку знаний требований охраны труда. Работник отстраняется на весь период времени, до успешной сдачи экзамена по проверке знаний. Повторную проверку знаний необходимо пройти в срок не позднее одного месяца со дня не сдачи экзамена. В период отстранения заработная плата не начисляется.
Работникам, успешно прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации.