Выставка на спиридоновке. Прогулка по спиридоновке - наводы. Смотреть что такое "Гранатный двор" в других словарях

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.
Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора. С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

3. Вид на Гранатный двор.

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.
До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.


14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.


16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.
Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с пионерами. Как оказалось, они появились тут не так давно.

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.


В Москве на ул.Спиридоновка в старинном здании Белых палат открылся новый культурно-выставочный центр "Гранатный двор" .


Гранатный двор у Никитских ворот в был основан в XVI веке. На нём делали гранаты - разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра, начиняемого порохом. Отсюда и пошло название Гранатного переулка по соседству.


Гранатный двор был основным хранилищем артиллерийских боеприпасов до пожара 1712 г., когда взорвались погреба.


В начале 1970-х гг. при реставрационных работах обнаружено одно из зданий Гранатного двора - эти самые каменные палаты.


Обновленный Гранатный двор имеет потенциал стать масштабным арт-проектом, местом проведения выставок.

Автор проекта и кураторы выставки
Организаторы решили открыть фотовыставкой "Paparazzi Dolce Vita", которая представляет собой редчайшие оригинальные снимки голливудских звёзд от легендарного папарацци Марчелло Джеппети.


Мировая мода на несанкционированное вторжение фотографов в частную жизнь звезд началась с "Римского Голливуда".

Марчелло Джеппетти стоял у истоков этой тенденции и определил новый стиль взаимоотношений публики с предметом ее обожания.

Уникальность снимков в том, что у специалистов того времени не было фототехники с возможностью приближения, им приходилось самим подбираться к звездам.


Выставка будет идти еше 2 месяца, потом "гастроли" по Риге и Питеру.


Входной билет 350 руб.


Устроители проекта задумали по пятницам и субботам потчевать посетителей итальянским вином и легкими закусками в своем кафе.


Главный по тарелочкам итальянской еде
Обещали также музыкальным фоном пустить песни Нино Рота из известных кинофильмов 60-70-х годов.

Первое архивное изображение дома № 3/5 по Спиридоновке относится к 1764 году, однако проведенные в 1970-х гг. археологические исследования выявили, что еще в конце XVII века на этом месте были возведены каменные палаты.
Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа). Здесь же находился склад для хранения боеприпасов. Отсюда наименование – Гранатный двор. Кроме того память об этих мастерских сохраняется в названии Гранатного переулка, который примыкает к Спиридоновке вблизи от того места, где находятся палаты.
Есть сведения, что двор собирались перенести подальше от города, но по тем или иным причинам задуманное так и не было исполнено. В 1712 году в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал и Гранатный двор. Взорвались пороховые склады, здание практически превратилось в руины. Тем не менее, часть стен сохранилось, и их использовали при возведении новой постройки.
Существует другая версия, согласно которой у палат было не производственное, а административное назначение. Они являлись приказным корпусом для проживания чиновников военного ведомства на территории "Гранатного двора". Сам же двор, скорее всего, располагался ниже по переулку.
Так или иначе, здание нуждалось в перестройке и вновь возведенное на этом месте строение, почти не напоминало те палаты, что стояли здесь до пожара. Об их существовании напоминали лишь кирпичные своды в нижнем этаже, оставшиеся местами оконные проемы и фрагменты декора. Согласно архивным данным в середине XVIII века домовладение принадлежало князю М.С.Долгорукому, позже здесь селились купцы, а затем был дом причта церкви "Большое Вознесение".
В 1930-е гг. здание подвергалось неоднократным переделкам, причиной которых стало, прежде всего, устройство здесь коммунального жилья.
В 1973 году, когда, в ходе предварительных реставрационных работ по восстановлению памятника, находившегося к тому моменту в плачевном состоянии, были обнаружены свидетельства, позволившие определить датировку здания, было принято решение вернуть палатам первоначальный облик конца ХVII – нач. ХVIII вв.. Работы по реставрации проводились здесь в 1970-х и в 1990-х гг.
Реставраторы воссоздали планировку здания того периода, сводчатые перекрытия этажей, высокую вальмовую кровлю. Со стороны восточного фасада восстановили каменное крыльцо с шатровой кровлей, а вдоль западного фасада – двухэтажную галерею (гульбище), оформленную аркадой в первом этаже.
Фасады палат украшает белокаменный декор, довольно скупой, что говорит в пользу производственного назначения здания: трехчастный карниз опоясывает здание, оконные и дверные проемы обрамлены широкими профилированными наличниками, вертикальный ритм здания поддерживают плоские лопатки.
Культурный слой палат XVI в.-XVII в. является памятником археологического наследия федерального значения и охраняется государством.

Гранатный двор в Москве был основан в 17 веке. От комплекса построек, имевших характерную планировку "глаголем", до наших дней сохранилось только здание жилых палат. Другие постройки безвозвратно утрачены. Что же касается палат, то они в 18-19 веках неоднократно меняли владельцев - в сер.18 в. принадлежали кн.М.С.Долгорукому, в нач.19 в. стали домом причта церкви Большого Вознесения, затем перешли в руки купцов - и утратили облик памятника 17 столетия. Об этой эпохе напоминали лишь наличие в кладке "орлёного" кирпича, а в объёме здания - белокаменного сводчатого помещения, где на северной стене уцелели два оконных проёма с откосами и арочными перемычками, а также изначальные кирпичные своды, уцелевшие в нижнем этаже.
Немногочисленные сохранившиеся старые оконные проемы и фрагменты декора (лопатки, карнизы) послужили основой для воссоздания предполагаемого древнего облика здания, складывавшегося, как считают историки, на протяжении второй половины 17 века. Современный вид двухэтажной постройки, с каменными трубами-дымниками, подлинным крытым крыльцом у одного фасада и воссозданным гульбищем у другого, является в той же мере реставрацией, что и искусной стилизацией. Сохранились пилястры и фрагменты трёхчастного междуэтажного и венчающего карнизов с простым набором кирпичных профилей (вал, полувал, полочка). Интерьеры палат прежде украшали изразцовые печи: при исследовании здания обнаружены остатки полихромных и зелёных изразцов. При этом часть подлинных изразцов сохранилось на своих собственных местах.
После проведения восстановительных работ в 1994 году, памятник архитектуры был приспособлен под офисы.


Северный фасад. Проект реставрации. Авторы Н.В.Ильенкова и Т.Л.Энговатова.


План первого этажа.

Гранатный двор - казённая мануфактура, подведомственная Пушкарскому приказу. Изготовляла гранаты (разрывные артиллерийские снаряды). Создан в середине 17 в. в западной части Земляного города, за Никитскими воротами. Занимал площадь свыше 2 га вдоль Гранатной улицы (позднее - переулок). В 70-х гг. 17 в. часть его территории занимал постоялый двор для восточных купцов. Гранатный двор был основным хранилищем в Москве артиллерийских боеприпасов до пожара 1712, когда взорвались погреба с порохом и снарядами.